Mobirise

ПУБЛИКАЦИИ ФОНДА 

Статьи участников проекта, СМИ, и просто интересные публикаци.

Михаил Степашкин 21 октября 2017 года

Исады расположены на правом берегу Оки, в центре Рязанской области, в 6 км к востоку от Старой Рязани. В июле 2017г. старейшее на Рязанской земле село Исады - пригород и дальняя пристань древней Рязани, отпраздновало 800-летие со дня первого летописного упоминания.

Исады – имя речное. На водных путях Русской равнины находится более 30 мест с таким названием. Самое северное – у космодрома Плесецк, в Архангельской области, самое южное – в Астрахани, а на востоке добрались до пермского Урала. Все они расположены на реках, самые ранние - вблизи крупных городов древности (Ростов, Суздаль, Рязань) и выходов на важные дороги. В.И.Даль в своём словаре однозначно разъясняет значение слова «изсаживаться» - выходить из судов на берег, а «изсады» - не что иное, как место высадки, пристань. По направлениям движения гостей была установлена «прародина» всех Исад – ярославское течение Волги и её притоки. Исады пришли на Оку с севера в середине XII века по речному торговому пути, которым перемещался в Суздальскую и Новгородскую землю хлеб лесостепи, а навстречу ему шла северная соль. Эти два главных слова в русском сознании, хлеб и соль, создавали Исады на водных путях.

Первое письменное упоминание об Исадах прозвучало в русских летописях в Ильин день 20 июля 1217г. (по старому летосчислению). Рязанским князем Глебом Владимировичем и примкнувшим к нему братом Константином были приглашены в Исады для составления договора об утверждении власти над уделами их прочие братья. Коварные хозяева приготовили не только пир, но и наёмных убийц – половцев и своих слуг, спрятав их в постельном шатре. Договор не случился, а 6 братьев, бояре и слуги – дворяне были убиты. Печальное событие состоялось не само по себе, напротив, оно было лишь событием в цепочке общерусских княжеских усобиц и рязано-владимирских войн. Как бы то ни было, Исады появились в летописной истории…

На место древней пристани указывают сходящиеся наиболее старые улицы села. Но окончательный ответ остаётся за археологами. Наиболее ранние следы древнерусского поселения в границах современных Исад они находят вблизи Погоста с названием Шатрище (погосты - наиболее ранние центры местной власти на Руси). Ждёт археологов и островной Облачинский монастырь за Окой, с которым связаны первые письменные памятники пребывания знаменитого рода Ляпуновых в Исадах (утраченные петроглифы на плитах отца и первой жены собирателя Первого земского ополчения 1611 года против польских захватчиков, за освобождение Москвы Прокопия Петровича Ляпунова), а также не открытые первые церкви села: Никольская и Георгиевская, два разрушенных усадебных дома прежних владельцев поместья. Один из них, Белый дом Долгоруковых, был редким произведением гражданской барочной архитектуры и, вероятно, был создан известнейшим архитектором начала XVIII века. Его авторство предстоит подтвердить привлечением к исследованию специалистов в истории архитектуры. Второй - Красный дом отмечен тем, что в нём размещался знаменитый крепостной театр Г.П.Ржевского, балерины которого были проданы труппе Большого театра в 1824г.

Из 6 церквей и часовен Исад сохранился, восстановлен руками верующих и спасён от оползня один храм - Воскресения Христова. Он знаменит не только внушительными размерами и ранним временем постройки (1635–1673 гг.), но и тем, что он – единственный в России памятник Прокопию Ляпунову, посвящённый «своему родителю» сыном Владимиром. Память великого воеводы, человека, впервые сумевшего всколыхнуть русские города, зажечь мыслью о святости веры и ценности государства, Россия должна восстановить. Прокопий Ляпунов возродил утраченную государственную независимость России, создав при ополчении «правительство в изгнании» со всеми необходимыми в то время министерствами – приказами, которые управляли жизнью подвластных ополчению земель. Под его началом была создана «первая Конституция» России – «Приговор всей земли» - главный закон, устанавливающий новые правила устройства государственной жизни. После гибели Прокопия

его соратнику князю Пожарскому удалось по следам «ляпуновского» ополчения собрать вместе Второе ополчение и завершить освобождение Москвы. Без Ляпунова не было бы и Пожарского с Мининым.

Благодарность обязательно придёт, будет стоять Прокопию памятник в его родовом имении Исады, будет музей. 800-летие села приблизило нас к этим событиям. Рядом с храмом Воскресения Христова с участием представителей областной администрации был торжественно установлен камень на месте будущего памятника. На сегодня существуют проекты его внешнего вида, например, скульпторов Твердовых. Подождём нового широкого и открытого обсуждения, замысел памятника Прокопию Ляпунову – дело далеко не региональное – общерусское.

Пока нет музея исследования, фотографии, документы, военные Книги Памяти накапливаются на сайте села (isadi.ru), за 4 года он собрал вокруг себя многих неравнодушных к истории и делам дня сегодняшнего людей. Среди них потомки знаменитых уроженцев села: В.Г.Орлова, Кожиных, Г.К.Вагнера, отца П.Туркина, музеи, учёные. Недавно вышла книга М.В.Степашкина «Исады - рождённые в плеске волн» (продаётся сетью магазинов «Книжный Барс»). Мир тысячелетие назад помог увидеть художник–реставратор картин и иконописи Александр Вицин. Книга открывает, например, точное место упокоения Прокопия Ляпунова, его поискам ещё в XIX в. были посвящены работы Ундольского, Голубинского. Прах Прокопия был перенесён сыном Владимиром в Троице - Сергиеву Лавру, но официальное забвение имени Ляпунова привело к утрате памяти об этом месте. Современные работы археолога В.И.Вишневского дают надежду на обретение этого места, не тронутого раскопками. Хотелось бы встретить на этом пути помощь и понимание высших иерархов нашей церкви. Возможно, когда-нибудь мы сможем увидеть лицо Прокопия, как это произошло с великим князем Олегом Рязанским.

У Исад есть любопытная связь с одним из участков современной Москвы – сельскохозяйственной академией им.Тимирязева. Церковь Воскресения Христова в Исадах была расширена и достроена Лукой Ляпуновым в 1673 году, когда он возглавлял приказ Большой Казны (Министерства финансов). Его карьера была прервана, когда потребовалось освободить место для будущего деда Петра I, К.П.Нарышкина. После рождения Петра он приобрёл с.Семчино, которое переименовал в честь внука Петровским. Позднее село стало Петровско-Разумовским, а затем и местом основания Петровской земледельческой академии. В ней с 1867 по 1870 год учился будущий владелец исадского имения Владимир Николаевич Кожин. Получив Исады в наследство от дяди, он развернул там невиданные преобразования. Полеводство, садоводство и животноводство, механизация и переработка были выстроены на лучших технологических образцах того времени. Плоды его деятельности стали основой процветания местных колхозов советского времени. В память о Лиственничной аллее академии он устроил такую же в Исадах. Сильно поредевшую, её можно увидеть и сегодня. Сегодня мы думаем над обновлением аллеи молодыми лиственницами. Возможно, они снова приедут из питомника Тимирязевки, и связь продолжится?

Письмо Главному редактору газеты
«Русский вестник» Платонову О.А.

ОТЧЕГО СКУКОЖИВАЮТСЯ ДУШИ?

Александр Бабий, 12 июля 2017

Уважаемый Олег Анатольевич!


Ваша просьба ко мне прислать в газету материал о попытках размещения СОЛЖЕНИЦЫНСКОГО ЦЕНТРА в Рязани, вызвала у многих рязанцев очередной вздох облегчения. Почему «очередной»? Потому, что в декабре 2015 года общественность нашего города сумела защитить от притязаний «Солженицынского центра» музей молодёжного движения, в котором собрано более 

25 000 единиц хранения. 

Но теперь новая незадача – рязанские власти, не учитывая мнения горожан, передали в федеральную собственность историческое здание для размещения в нём Солженицынского центра. Приглашённые из Москвы и Санкт-Петербурга специалисты в сотрудничестве с рязанскими солженицыноведами разрабатывают концепцию этого Центра. 

Но почему «положен глаз» именно на дом, в котором с 1858 года вице-губернатор Салтыков-Щедрин снимал у гвардии ротмистра Маслова квартиру? Этот памятник архитектуры и истории, построенный в 1804 году, постановлением СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 года был внесён в список объектов культурного наследия федерального значения. В Своде памятников и монументального искусства России, изданного по решению РАН и министерства культуры РФ /М., «ИНДРИК», 2012 г./ на 415 странице отмечено, что «Здание в стиле зрелого классицизма, выделяющееся неоготическими реминисценциями, принадлежит к лучшим памятникам рязанской архитектуры начала Х1Хв.. Памятник, связанный с именем выдающегося писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина, обладает важным мемориальным значением». 

В конце 70-х годов общественность Рязани выступила с предложением открыть в этом здании Центр литературы и искусства Рязанской области. О чём вскоре и было поведано на скромной мраморной плите, укреплённой на фасаде дома-красавца. Начался сбор архивных материалов. В собранную Тамарой Николаевной Цукановой коллекцию вошли сотни(!) уникальных рукописей, книг, театральных костюмов, которые были подарены родственниками Пироговых, В.И. Мордвинова, П.А. Оленина-Волгаря, Ю.Н. Холопова. Однако, в 90-х годах в части здания неожиданно были открыты залы французской и немецкой литературы. 

Конечно же, прав тот читатель, который понял, что порог старинного особняка тут же начал стираться подошвами заморских гостей. Ну, разве возможно было перед представителями «Дома русского зарубежья», «ИМКО-ПРЕСС» и самим Никитой Струве не блеснуть щедростью рязанского гостеприимства! Да и западные гости в ответ не скупились на подарки!

Только, мало кто из рязанцев заметил исчезновение со стены особняка плиты с текстом о будущем Центре рязанской литературы и искусства. Сняли тихо, тщательно затерев на стене следы её пребывания. Тут уместно вспомнить о «безобидных проделках» страстных проводников соровской бесовщины. В 90-х годах, доброхоты Института «Открытое общество» наводнили вузы, школы и управленческие кабинеты Рязанской области. Итоги их деятельности оказались слишком печальными. От нашей некогда очень стройной, выверенной системы образования остались лишь жалкие лохмотья. Да ещё и горестные воспоминания о «щедрости доброго дядюшки Сороса, раздававшего гранты». Многие вожделенно стремились получить 250-500 долларов. Получали!.. Кое-кто, до сих пор слизывает с чужой руки долларовые крохи. Что тут скажешь?! Честь забыта, любовь к родным корням предана – ИЗМЕНА всему, в чём веками живёт то, что зовётся РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ, наполнявшей души радостью.

В феврале 1993 года владыка Иоанн Ладожский (Снычёв) на конференции, посвящённой Русской школе, очень популярно объяснил о невозможности ухода из-под сатанинской власти доллара, кроме, как удержать себя от соблазна! К слову, в стенах того зала, в котором проходила конференция, владыка благословил меня на борьбу с сектантством и всякими ересями, пытающимися одолеть исконную православную культуру. Одолеть её великую школу нравственности.

Поэтому, считаю своим долгом остановить очередную «культурную ересь» по созданию Солженицынского Центра за счёт «выселения» из пределов памяти имён поистине великих наших земляков. 

Александр Исаевич не принадлежит рязанской литературе. Он советский крученый-верченый литературный творец собственного имени! Подлинный Солженицын, без политического грима и маскарадных одежд предстаёт в своих многочисленных письмах, советах и репликах. Что стоит его настойчивое отрицание международного заговора по развалу России! В своей книге «По минуте в день» в главе Границы писатель-политик прямо заявляет: «Я всюду спорил, я везде отрицал, я говорил: «Нет заговора, нет умысла». 

И по-своему, он прав, поскольку, человек, привыкший жить изворотливо и расчётливо, сильных врагов старается не замечать. Нет оснований отрицать его правоту, в которой он с возмущением говорил о повсеместной безалаберности и корыстолюбии, заполонивших нашу жизнь. Но, кто «вскармливал», кто спонсировал действия по развалу экономики и культуры? Кто сегодня признается в своих миллиардных долларовых инъекциях щедро вливаемых в жизненно важные артерии России? 

Поэтому, призыв Солженицына: «К демократии! Идём к демократии! – Так надо же серьёзно двинуться к ней!» – это и есть основная солженицынская несерьёзная серьёзность, надолго замутившая души доверчивым миллионам как в нашей стране, так и за рубежом. 

Так вот, что из того, что он несколько лет работал учителем в Рязани. Был принят в Союз писателей и вскоре же был исключён из него. Кстати, история с пребыванием его в творческом Союзе рязанских писателей, прекрасно характеризует общую стилистику этой очень одиозной личности. К сожалению, Александр Исаевич не исключение. Людей с подобным психотипом довольно много. 

Но Солженицын, личность действительно выдающаяся. Графологический анализ его почерка и его подписи, рассказывает о природных дарованиях этого человека. Он обладал образцовым трудолюбием и безукоризненной самодисциплиной. Итог – значительный по объёму корпус его литературных сочинений. Безусловно, музей Солженицыну должен быть открыт. Но только не за счёт уничижения иных, не менее славных имён, которые дороги и любимы не только рязанцами, но и всем просвещённым миром русской культуры. Разве имя венценосного поэта Якова Полонского не заслужило своего зала в Доме славы Рязанской культуры? А первая российская поэтесса Анна Бунина, которая была принята императорским двором? Или талантливые сёстры Хвощинские? А братья Пироговы с многочисленным сонмом величайших музыкантов, о которых в четырёхтомной музыкальной энциклопедии подробно рассказывается на десятках страниц! Среди них: композиторы духовной музыки протоиерей Дмитрий Кротков и его сын Сергей, протоиерей Михаил Виноградов, величайший хормейстер ХХ столетия К. Птица! Известные музыкальному миру учёные, теоретики музыки брат и сестра Холоповы! Причём, Юрий Холопов помимо самых престижных отечественных и международных наград, в 1997 году был признан «Человеком года планеты»!!! Неужели талантливые рязанские композиторы 

А. Александров, Е. Попов, А. Аверкин, хоровики и инструменталисты, десятки талантливых деятелей культуры должны быть накрыты тенью нобелианта? Что, разве нашему ансамблю «Парафраз» уже не быть в зале славы рязанской культуры, или тому же виртуозу балалаечнику Е. Буданову?! О, Боже! Что мы знаем о своих великих земляках? Получается так, что всего лишь постыдную малость. Потому и кланяемся залетевшей птице.

Кто мешает открыть музей Александру Исаевичу в доме № 17, стоящему до сих пор на улице Урицкого (бывший Касимовский переулок) рядом с областным драматическим театром? В этом доме он жил с Наталией Алексеевной Решетовской. 

К слову, кто бы узнал Саню Солженицына без её любви, моральной поддержки и прямого женского самопожертвования? В день похорон Наталии Алексеевны многие из нас надеялись, что Боголюбивый проповедник нравственности, найдёт в себе силы и приедет проститься с женщиной, которая была им обкрадена. Увы. Мужества хватило у «закалённого зэка» лишь на букет, принесённый на другой день и то чужим человеком. Говорю об этом с болью, поскольку, храню фотографию Наталии Алексеевны с благодарственной надписью, подаренной мне в неделю её восьмидесятилетия. Да разве только это дорого в ней! Умная, талантливая женщина всё видела, чувствовала и понимала. Решетовская была особой женой, сердце которой умело любить, прощая измены. 

Когда несколько лет назад из уст московского академика я услышал предупредительную просьбу: «Ни слова, ни одного развёрнутого предложения с критикой Александра Исаевича, поскольку Вы, Саша, уже в списке нехороших людей России» невольно возникло встречное – а, интересно, Бог простит мне слабодушие и измену Наталье Алексеевне, которая восхитила меня, юношу своим умом, строгостью и талантом?! Как можно делать вид, что будто не слышишь от умных, честных, высокообразованных специалистов критических замечаний в адрес Солженицына. Его более чем «странные» поступки, взвихрённые публичные выпады в адрес М. Шолохова, В. Шаламова и других подвижников отечественной литературы, неиссякаемый поток речевых изысков – разве всё это не заслуживает честного открытого обсуждения? Почему, многие, словно оглашенные, продолжают твердить: «Гений! Гений! Ах! Гений!». 

Да, гений! Но, гений социально опасный! Поскольку в отечественной литературе он остаётся примером изощрённой искусственности. Так рядиться в одежды псевдорусскости способны не многие. Потому до сих пор любим, особенно на Западе. 

На фоне Солженицына образцом подлинности является творчество Варлаама Тихоновича Шаламова! Подлинности очень тяжёлой. Доведённой до оглушающего крика душераздирающей боли! Но в каждом своём слове мужественный страстотерпец честен! Чего не скажешь о Солженицыне, у которого в каждом буквенном знаке «пищит» неправда. Почти с каждого фотографического снимка великого писателя смотрят испуг и нерешительность. А его многочисленные письма!..

В 1973 году простой крестьянин из деревни Давыдово, дал смертельно точную характеристику Солженицыну. Матвей Михайлович Заигров, так звали того удивительно спокойного и мудрого человека, напротив дома которого в течении нескольких лет чета Солженицыных снимала дачу, однажды сказал: 

« У-у! Аляксан Саич Салжаницын! Во голова-а! Лаурьят! Что ‑ о ты! Тольки тилагреешник он. Понимаишь, ты? Родилси он и помрёть им! Серца у нё скукожаная была. Об сабе тольки яго серца и болела! Яму чужая бяда, что мерину упряжь! Понимаишь, ты Аляксан Никалаич? Таким то людям как он сподлинячить, что мошку смахнуть! Но у нё ня жизнь, а сплошная маята по чужим дворам и порогам…. Много такого люду народилося…»

Действительно, слишком много тех, у кого голос чести не слышен. Знаю, что живут они с неуютом в душах. Большие и малые грехи иссушают свободолюбивые светлые души, скукоживают их. Если назвать каждого из тех, кто раньше сторонился Солженицына, поскольку природа совести уберегала от порока бесчестия; а потом, вдруг вспыхнул любовью «взасос», хотя и не прочёл ни Красного колеса, ни Гулага, ни Ракового корпуса, то не хватит жизни для пересчёта! Легион – имя тем, кто искренне кричит «Асанна!». А для меня, думаю, что и для многих, кто гребует ложью, Солженицин в современной литературе это предтеча обрушения могущества русского языка с его живительной силой смыслов в каждом слове.

Попробуйте объяснить смысл слова «предатель».

Не спешите ухмыляться. Знать-то знаем, но не разумеем. А от простой женщины из мещёрской деревни однажды услышал следующее: «Прядатеяльства… эта чё? Эта, когда, ты Сашок из своей души Бога погонишь. Когда яво кому другому вроде бы как пирядашь… Вот чё это прядательства… А когда какой мужик свою жёнку обманывая, с какой другой бабёнкой поигрывая – это Изме ‑ е ‑ е ‑ на…. Или како слово ни сдяржал, аль чё против зямли своей плохое сделал – это всё измена! Ни чё страшней прядательства Бога у людей ни бывая».

Народ живёт до тех пор, пока в нём живы корни подлинности, чистоты и ясности словесных смыслов. Светлый природный ум и любящее сердце многие годы удерживают в человеке СОВЕСТЬ нерушимой защитницей нравственного величия ДУШИ! Люди с таким умом и сердцем мгновенно оценивают обстановку. Им не нужно «юлить» и приспосабливаться к обстоятельствам. Это высший пилотаж проживания на грешной земле. 

Летом 1963 года в рейсовом автобусе, следовавшем из Солодчи в Рязань, мне пришлось успокоить незнакомца, который довольно раздражённо разговаривал с местной женщиной.

В ответ на мои замечания – у нас не принято так разговаривать с женщинами, – довольно крупный, или как в народе бы сказали – костястый мужчина, неторопливо произнёс: «Если бы на твоём лице не стояло печати мудрости, то я дал бы тебе в рожу». Я со своим другом не раз вспоминал как забавный эпизод услышанную фразу того темноглазого незнакомца. Но после выхода книги «Воспоминания» стало понятно, что тем рассерженным незнакомцем был мной любимый Варлаам Тихонович Шаламов, который в тот день уезжал от негостеприимного, «неискреннего» Солженицына. 

Так, почему сложный, не во всём примерный, честнее сказать – многоликий Нобелевский лауреат должен получить прописку в историческом здании, к которому не имел никакого отношения?

В настоящем материале озвучена лишь малая толика причин, по которым непозволительно отдавать здание человеку, который всю свою жизнь бодался с самим собой. Кто всю жизнь страдал от всеобщей неприязни. Он знал, что многие честнее и добрее его. Многие видят его насквозь. Потому и прятался, сторонился, избегая открытого общения, непрестанно сочиняя «легенды» о своём преследовании. Понимал, что ему не говорят правды, лишь потому, что «правда, сказанная не вовремя, превращается в опасную глупость»! Поэтому он спешил, спешил ПРОКРИЧАТЬ. Прокричать раньше всех и громче всех. Александр Исаевич наверняка знал, что сизифов труд – это тот труд, что исполнен без благодати. Лучше многих понимал, что умереть можно и от перенасыщения славой! Всё понимал, но победить себя не мог, поскольку слишком рано был запряжён в хомут грехов. Кстати, разве, только, он один?! А мы?!… Разве не грех, читая «вскользь» или не читая вовсе солженицынских произведений, признаваться в своей любви к кумиру? Неправда всё это! Полюбить, возможно, лишь то, что заполняет сердце светом и теплом. То, в чём удалось разобраться и понять. Вот и к Солженицыну у меня нет неприязни. Как не смею осуждать никого, кто хлебнул сполна из чаши двадцатого века. Просто непозволительно и опасно слепое следование за чужим мнением. Потому и призываю не совершать очередного дела «по чьей-либо указке». Опасного дела, которое со временем может замутить память новых поколений. 

Чтобы имя гения, который по выражению Варлаама Тихоновича Шаламова «выбегал свою нобелевскую премию», не смогло затуманить беспамятством славную историю рязанской культуры, следует очень взвешенно, с чувством такта и без высокомерного пренебрежения к общественному мнению решить вопрос о выделении помещения, в котором была бы размещена экспозиция, содержавшая объективную, без лакировки и восторженных «перехлёстов» информацию о человеке, в котором отражена эпоха хрущёвского политического балагана.

Послесловие. Во время работы над статьёй, как Вы и просили меня, уважаемый Олег Анатольевич, я переговорил со многими известными людьми нашего города. Мнение однозначное – Центр Солженицына должен располагаться только лишь в здании, с которым была связана его жизнь. Но только не в бывшем особняке великого сатирика! Член Союза писателей РФ Александр Потапов, Владимир Крылов (основатель и хранитель музея памяти Н. Решетовской) выразили своё согласие поставить подпись под этим материалом. Кроме того мне известно мнение сотен горожан, возмущённых решением властей, идущих на поводу у Н.Д. Солженицыной. К слову, сама Наталия Дмитриевна, по-видимому, забыла о своём заявлении (начало 2016 года), в котором призналась в своём желании «не идти против воли горожан, не выбирать здания под Центр». Но дело сделано. Памятник общей площадью 1 361 кв. м. передан под юрисдикцию федеральных властей. А с этим убита очередная надежда на торжество демократии, к которой так громко призывал Солженицын.


А.Н. Бабий, художник-педагог, член Президиума рязанского отделения ВООПИК


И ВНОВЬ РЯЗАНСКИЕ СТРАДАНИЯ, ИЛИ УДУШЛИВЫЙ СМРАД БЕЗБОЖИЯ

Александр Бабий, 1 мая 2017

«Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий». 

И.А. Ильин «Почему верим в Россию?», 1942 год

Православные христиане, зная, что «мир лежит во зле», тем не менее, веками живут в ладу с людьми и совестью. Вновь вспомнились размышления Ивана Александровича Ильина «О лжи и предательстве»: «…люди плетут – то сознательно, то полусознательно – жизненную сеть лжи и обмана». 

В моей многострадальной древней рязанской земле среди роскоши многовековой культуры из глубин человеческих страстей всё ещё вырываются многочисленные гейзеры зла с их удушающим смрадом. И всё из-за того, что ложь и всепожирающая жадность сильно изменили характер современного человека. Евангелиевские тридцать серебряников уже мало кого отстраняют от пороков.

О чём это я? Да всё о той же борьбе добра с замаскированным под добро стоглавым злом.

Живой пример. Над селом Исады, расположенного в восьми километрах от древнего города Рязани, сожжённого Батыем в декабре 1237 года, небо вновь заволокло смрадом безбожия и элементарного безразличия к подлинности смыслов. А как ещё расценивать желание тех, кто предложил в 2017 году провести праздник, посвящённый «800-летию села Исады»? Порыв искренний, тем более, что за ним стояло желание восстановить память о своём земляке, Герое Смутного времени Прокопии Петровиче Ляпунове. Правительство Рязанской области своим распоряжением № 287-р, поддержав инициативу жителей Исад, закрепило новое летоисчисление древнейшего населённого пункта. Теперь село, которое в 13 столетии уже имело статус летней резиденции Рязанских князей, должно признать своё омоложение! Древняя столица Рязанского княжества и близлежащее село Исады могут считаться ровесниками! Но, к сожалению, первое летописное упоминание из-за поспешного желания «праздника» обернулось исторической выдумкой. 

Ну а что не выдумка? Не выдумка то, что 800 лет тому назад в Исадах произошло омерзительнейшее событие – «в шатрах под вязами» были убиты православные князья. Именно об этом и повествуется в Лаврентьевской летописи. Её автор ни словом не обмолвился о возникновении села, но с болью произносит имена организаторов резни – рязанских князей Глеба и Константина Владимировичей. Надо думать, что заговорщики, убивавшие вместе с наёмными «подельниками» ‑ половцами, рязанских и пронских князей на себе имели православные кресты (!). 

Но коль скоро современные жители Исад, пожелали восстановить историческую память, то, начать они должны, прежде всего, с проведения панихиды по убиенным князьям. Соборно помолиться о прощении тяжкого греха, совершённого заговорщиками. И лишь затем, позволить себе отмечать «День села». Тогда и будет исполнено доброе дело! Иное не по-христиански… 

На этом празднике, проведение которого намечено на июль 2017 года, наша общественная организация предлагает освятить закладной камень. А со временем, у стен великолепного храма Воскресения Христова, возведённого в середине 17 столетия потомками Прокопия Ляпунова, будет сооружён мемориальный комплекс. 

В марте этого года заказчику в лице руководителя координационного совета, директору фонда «Живая память» и автору настоящей статьи, скульпторы-исполнители представили готовый макет всего мемориального комплекса. Композиция поразила глубиной и оригинальностью авторского решения. Впервые в истории нашего Отечества в скульптурном комплексе НА ЩИТ СЛАВЫ ПОДНЯТЫ имена не только Героев и заслуженных деятелей культуры, но и все родовые крестьянские фамилии села Исады и его окрестностей! Памятником должен быть возвеличен труд тех тысяч крестьян, кто продолжал дело, начатое в восьмидесятых годах 19 столетия Владимиром Николаевичем Кожиным. Бывший владелец Исадского имения, помещик Кожин не только заложил своё образцовое хозяйство, но главное – укоренил в своих крестьянах уважение к земле!!! Поэтому, вековая слава садов и огородов, возделываемых руками исадских крестьян, была заслуженной. Вспомним хотя бы тот факт, что во время Великой Отечественной войны из рук великих тружеников Спасского района фронт и тыл получали тонны сушёных овощей, фруктов и мяса! Женщины всех возрастов и их дети работали на земле не за славу и вознаграждения. Они буквально жертвовали собою ради победы. Вот почему авторы идеи этого монументального комплекса убеждены в том, что на его сооружение средства должны собираться только всем миром, как это было издавна заведено в русских пределах! 

Памятник в Исадах предводителю первого русского ополчения, Герою смутного времени, участникам всех войн, известным землякам и, конечно же, простым труженикам земли станет символом крепости национального духа, не только в Рязанской земле, но и в иных областях России!

И что же?! Не успели создать общественную организацию, как тут же тоскливо зазвучали волынки о том, что «Ляпунов и никакой вовсе и не герой», «…да зачем это крестьянам памятник, если их уже нет, а все земли бывшего колхоза распроданы», «а кто это вам даст деньги на столь грандиозный проект…». 

Однако в течение шести лет активисты общества, не обращая внимания на «гундёж» и явные саботажи, не теряя веры, спокойно ведут свою работу. Хотя, тяжело видеть откровенное «нежелание» со стороны местных властей помогать в добром деле. Ну, а как, например, расценивать трёхлетнее блокирование выдачи топографической съёмки того участка, на котором запланирована установка комплекса? Для того, чтобы на профессиональном уровне решить градостроительную задачу на местности, скульпторам пришлось самим добывать съёмку через интернет. 

Но, ошеломляющим было появление в конце февраля 2017 года главного архитектора области Вячеслава Ивановича Макарова с его «вполне резонными вопросами»: «А почему я, главный архитектор области до сих пор ни о чём не знал, не видел ни одного эскиза?». Вот уж действительно странный вопрос, поскольку в течение трёх лет СМИ информировали рязанцев о предстоящем событии. При областном правительстве неоднократно проходили заседания, посвящённые этой теме, было издано несколько книг рязанского историка В. Сёмина о Ляпунове и Исадах. Общероссийский журнал «Россия 4Д» посвятил целый номер Исадам! К началу 2016 года по просьбе общества был изготовлен проект въездного знака на дороге, ведущей к селу. Да, о чём говорить, если «Почему я не знаю? Не видел? Не ознакомлен?» – излюбленный приём маскировки своей бездеятельности и лукавства у господина Макарова. На тему изощрённого лукавства автор статьи готов вести открытый разговор, поскольку, неоднократно выступал в местной печати с критикой в адрес современных архитекторов. Доказательной базы более чем достаточно для серьёзного разговора на тему «стилистики современного лукавства» .

Но, сегодня тревожит убийственная сила откровенного вранья. Вранья, по поводу «невозможности проведения, каких либо подготовительных работ» и иного «хитромудрого» отношения к общественной организации. Чего стоит трёхлетний (!) срок прохождения регистрации нашей организации и открытия банковского счёта. Я расцениваю приёмы искусственного замалчивания общественного движения, не только нарушением конституционных прав граждан, но и откровенным предательством идеи возрождения памяти Ляпунова. На городском празднике, посвящённому «Дню единства», несмотря на неоднократные переговоры о желании представить рязанцам «Имя и подвиги Ляпунова», власти города лишь за несколько минут до открытия торжеств разрешили притулить к выступу стены столик с книгами. Что, разве в этом не усматривается факт предательства подвига великого мужа Русского государства Прокопия Петровича Ляпунова. Именно он призывал: «Целуем крест на том, чтобы со всею землёю стоять за Московское государство и биться насмерть с поляками и литовцами». 

В наши дни целуют уже не крест, но иное…. Разве могли наши предки, да и мы с вами, подумать о том, что сегодня, некогда великое село потеряет свои роскошные заливные луга и пахотные земли, продав их «чужероссам»? Разве наши отцы, совершившие подвиг Великой Победы над фашизмом, могли представить себе, что крепкое русское село сегодня «осело», теряя молодёжь? Неужели организаторы и исполнители проекта мемориального комплекса могли представить, что под сенью местной и областной власти неожиданно появятся «странные доброхоты», которые перехватят серьёзную идею. Идею возрождения села, возвращения в него крепких молодых людей.

Но, пока происходит постыдное действо, фигурантами которого стали Главный архитектор Рязанской области В.И. Макаров и скульптор Б.С. Горбунов. Именно они, ради собственной выгоды, умудрились за месяц перехватить у общественной организации инициативу, узаконить свои скороспелые решения и, выхолостив главный смысл национально-патриотической идеи, подсунуть жителям села проект, смахивающий на театральную декорацию. 

Но власти области знали о том, что с 2015 года творческой группой московских скульпторов, руководит потомственный рязанец. Знали, что заданная тема очень серьёзно прорабатывается ими уже не один год. Причём тут признания главного архитектора: «не знал, не видел…»? Почему это высокие власти «вдруг», пошли на нарушение этических норм? Понимаю, в творческой среде «рейдерские захваты» дело привычное. Но как это законники не заметили нарушения Конституции? Забыли о том, что гражданское общество является гарантом государственного строя РФ. Вдруг все забыли, что в 2010 году сельский сход решил создать общественное движение, которому и было вменено в обязанности разработать комплексную программу. В наш общественный координационный совет вошли историки, члены президиума рязанского отделения ВООПИК, скульпторы, молодой архитектор, представители городской и сельской общественности…. Да, что говорить…. 

Невольно вспомнил слова академика Б.В. Раушенбаха, который во время своего пребывания в Рязани с горечью сказал: «Рязань родила стольких гениальных людей, но почти для всех оказалась мачехой». По-видимому, чад безбожия до сих пор не выветрен из наших просторов.

Тут, уважаемый читатель, я обязан пояснить, что в феврале 1993 года Святитель Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский благословил меня, художника-педагога на борьбу с сектантством и предательством православной веры. На борьбу с любым проявлением зла. А в 2015 году епископ Городецкий и Ветлужский Августин наградил памятной медалью Александра Невского «Слава, Дух и Имя России». Принять Благословление от Великого подвижника православной веры и быть отмеченным Городецкой епархией, осенённой именем Святого Благоверного князя Александра Невского – для православного человека великая честь. Потому я и дерзнул восстать против проявления в Рязанской области очередного массового беспамятства, которым поспешили воспользоваться ловкачи от культуры. Рассказать стране об отвратительных примерах бесчестия и откровенной бездуховности.

Некоторые думают, что с нашим народом уже можно не считаться. Слишком уж сильно развит скепсис у людей, привыкших жить только для себя. Да, сегодня народ наш отчасти растерян, лишён многих прав, а порой и испуган. Ещё бы! Когда на раздел земли приезжают «с братками» или с автоматчиком, то, естественно…. Только, вот из своей юности помню, как в хрущёвские времена вышли мужики и бабы с косами и вилами в родные луга (не на покос), а на защиту своего золотого луга от распашки! До сих пор Заокские луга живут! Но, к сожалению, такого не произошло в районе древних Исад, где местная власть прогнулась под олигархом. 

И всё же, не смотря на то, что в народе пытаются воспитать привычку к унижению и обману, наш народ всё ещё силён своей потаённой волей и способностью ценить справедливость и искреннюю любовь! Да, он и сам научился «дурить власть» и «друг дружку». Но чести наш народ не терял! За честь он готов «любому вахлаку от власти яго же сопли на кулак намотать»! 

Натворил главный архитектор области чудес с «Открытым конкурсом на создание памятника Ляпунову». Объявлен был срок с 1 марта по 3 апреля 2017 года. Опутал местную власть законностью своих действий, «натемнил» с работой жюри, в котором на первом просмотре не оказалось даже половины заявленных членов. Навёл «туману» своими многоумными выступлениями на «советах и заседаниях», используя многолетнюю привычку держать общественность «за дураков», после второго заседания жюри, которое прошло так же без профессионалов, но зато с выездом в село Исады, уверил СМИ в победе скульптора Горбунова и своего сына. Рассказал о «единогласном решении жюри и одобрительном признании большинства сельчан». 

Только всё это до стыда откровенный обман! 

Во-первых, главный архитектор не заметил большого объёма уже выполненных работ по намеченной программе. Недооценил возможности общественной организации, инициативу которой в 2016 году отметило Российское военно-историческое общество. В своём письме на имя руководителя координационного совета В.В. Лукашина была выражена благодарность «за неравнодушное отношение к истории Отечества и выдающимся его деятелям, благодаря которым наша страна смогла пережить самые смутные времена и сохранить независимость. Среди таковых на одном из первых мест, безусловно, должен находиться П.П. Ляпунов». Руководство РВИО вынесло решение оказывать нам организационную и информационную поддержку. Более того, наша программа построена с учётом 76 статьи Указа № 683, подписанного Президентом РФ 31 декабря 2015 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В этом документе говорится о том, что «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодёжи в духе гражданственности». 

Программа нашего фонда содействия духовному развитию и патриотическому воспитанию личности «Живая память» полностью отвечает стратегическим целям государства. В 2011 году ученицей 9 класса Исадской средней общеобразовательной школы Овезовой Мариной был защищён реферат «Наш герой – Прокопий Ляпунов». Завершается текст следующими словами: «Я присоединяюсь к мнению многих историков, считающих, что настало время поставить его в один ряд с Мининым и Пожарским… открыть музей, воздвигнуть памятник… от благодарной России! Я очень хочу, чтобы памятник Герою – Прокопию Ляпунову стоял в селе Исады, на его родине».

Не случайно ещё в 2015 году к работе был привлечён молодой рязанский архитектор Григорий Третьяков, который выполнил довольно интересный проект дорожного знака на въезде в историческое село. Однако, искренний порыв активистов, был немедленно придавлен откровенным враньём…. Ну не нахожу иного определения «ловким словесным ужимкам», слетающих с уст наших оппонентов.

Нет-нет, справедливости ради, следует сказать о том, что при областном правительстве был создан совет. Однако, что может противопоставить, например, министр культуры изощрённой тактике «обкрадывания», «перехвата чужих творческих инициатив», и той «откровенной творческой пошлости», о которой с возмущением писал русский философ Иван Ильин? К слову, связи семьи И.А. Ильина с рязанской землёй довольно крепкие!

Многолетнюю работу рязанских историков, краеведов общественников, профессиональных скульпторов всё ещё пытаются проигнорировать. 

Как следует оценивать факт появления на конкурсе работ из семейных мастерских всего лишь двух фамилий? И им же присужденную победу?!!! 

Можно было бы приветствовать творческий тандем, если бы из представленных скульптур, хотя бы одна была интересна с художественной точки зрения. А тут был представлен образчик производственной работы, в которой образ Ляпунова не отличим от «стандартного» типа русоголового славянина. И, главное, в чём прочитывается основная идея у победителей конкурса? По каким признакам узнаётся величие героического подвига Ляпунова? Где образ ополченца? Где монумент подвигу всех крестьянских родов села Исады, его мужественным сынам, великим подвижникам культуры и науки? Но… что можно родить за месячный срок без любви и благодати? К слову, в личной беседе с главным архитектором я предлагал свою посильную помощь поставить и в городе Рязани бюст П. Ляпунова. Однако, скульптор должен проникнуться смыслом великого подвига, безусловно, очень сложной личности, какой был Прокопий Ляпунов. Но, пока у нас всё решается по общеизвестному сценарию «сладких речей» и горького обмана.

Теперь о главном. Почему возникла вся эта сатанинская возня? Что, разве в этой неприглядной возне с перехватом инициативы виноват только главный областной архитектор? Или его друг ‑ скульптор? Может быть, глава администрации Спасского района, или глава села Исады? Может быть, вице-губернатор, он же первый заместитель Председателя Рязанской области Сергей Владимирович Филимонов, который уже несколько лет знаком с темой нашего проекта?

Безусловно, на каждом из них лежит часть вины. Но в основном вина НА ВСЕХ НАС! Это мы все, за редким исключением, научились не замечать присутствия мелкого жулья. Это мы мгновенно начинаем охать и ахать по поводу «гниения рыбы с головы», при этом, не замечаем своих недостатков, а то и пороков. Думаете, что бесследно прошло время исторического беспамятства и угодливого «чего изволите», при встрече с любым чином из партийного руководства? Нет, уважаемые! 90-е годы показали, кто есть кто! Когда тысячи (!) женщин рвали свои жилы на колхозных землях; а работяги-мужики ударились в беспробудное пьянство, когда крашенные полукоммунисты-полудемократы рассовали по своим карманам колхозное добро, тогда дьявол и подсказал «юрким» людям пути захвата наших душ. Вот почему именно сейчас так необходим монумент Прокопию Ляпунову и всем тем, кто равен ему величием своего православного духа! Именно соборным подвигом в деле сооружения мемориального комплекса в Исадах мы одолеем стоголовое зло пятиколонников. А кто же ещё, как не рязанские пятиколонники, продувает мозги современной молодёжи о «сермяжной истории России» и чистоте намерений современных поляков и литовцев в деле освобождения от русской экспансии? Всё, в чём намечаются ростки возрождения национальной идеи, немедленно подвергается шельмованию. Об этом всё поражающем зле, ещё сорок лет назад, работая тогда ответственным секретарём Союза художников, я написал жёсткие строки:

Что дорогого имеешь, мой друг?
Способность быть честным там, где все лгут.
Какую мечту лелеешь, скажи?
Вырастить сына честнее, чем ты.  
Однако ты дерзок!
А, что говорить!..
Чтоб правду сказать, вы съедите язык!
Живите….
Ну, что ж!
Вам выжить без чести поможет лишь ложь!

Строки эти были посвящены одному из виртуознейших рязанских лжецов. В свои юные годы он разменял честь на сладость притворной лжи. Так и прожил без чести, без сердечной любви, без благословения, десятилетиями пытаясь творить, вроде бы добрые дела. Но…. К сожалению, сегодня его приёмы всё ещё успешно используются, особенно в творческой среде.

А что, поставить около величественного храма в Исадах бронзовую куклу и назвать её именем Прокопия Ляпунова, разве не доброе дело? Или водрузить при въезде в Рязань на высоченной колонне Георгия Победоносца без плаща, разве не радость? Правда, в иконографии Георгия ПОБЕДОНОСЦА РАЗВЕВАЮЩИЙСЯ ПЛАЩ ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ПОБЕДУ! А сорванный плащ ‑ знак пленения славного воина…. Так-то вот. А общественность, в массе своей не имеющая знаний тех правил, по которым живёт монументальное искусство, всегда искренне верит художнику, не допуская с его стороны никаких «ошибок и просчётов». Можно приводить ещё массу примеров той «монументальной дурки», что установлена в Рязани. Большинство Рязанцев уже привыкли к скульптурной и архитектурной пошлости. Научились проживать в системе абсолютного безразличия ко всему, что не имеет прямых связей с их личными интересами и выгодой. Зато в нашем городе пятая колонна суетится, и нередко, очень, даже успешно. Правда, эту тему следует разбирать на иных уровнях. И всё же, когда главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области сообщило на своём сайте о том, что «конкурс памятника Ляпунову состоялся», оно и не предполагало о своём фиаско. Хотя, не без радости уточняет, что «лучшим признан эскиз памятника, представленный заслуженным художником России, Почётным гражданином Рязани Борисом Горбуновым в соавторстве со скульпторами Василием Горбуновым и Полиной Горбуновой и архитекторами Андреем Макаровым и Дарьей Макаровой»! Утверждает, что «члены жюри единогласно приняли эскиз Горбуновых». Меня в очередной раз берёт оторопь. Во-первых, как могли принять «единогласно», если один из членов жюри председатель СХ рязанской организации Алексей Анисимов категорически осудил само действо – «беспардонное вторжение семейства Горбуновых–Макаровых в работу общественной организации фонда «Живая память»»? Во-вторых, высказанное руководителем нашего общества Валентином Васильевичем Лукашиным недоумение по поводу представленных работ и неподписанный им протокол жюри, выдаётся как «единогласное принятие»? Как мог участвовать в обсуждении историк Страхов, если он более года живёт в Москве и работает в столичном вузе? О той бесовщине, которую в очередной раз разыграл главный архитектор области Вячеслав Иванович Макаров, следует не только открыто говорить, но и просить государственные органы «стреножить разгулявшуюся пятиколонную вольницу». На глазах происходит распад нашей области. Умирает историческая часть некогда славного Переяславля-Рязанского. Мной опубликовано в местной печати немало жёстких критических статей по поводу уничтожения руками архитекторов самой Рязани и её пригорода уникальной Солодчи, намоленной Великим князем Олегом Ивановичем Рязанским. К сожалению, порок градовредительства окончательно скукожил души современных творцов. 

Я думаю так, если за пару месяцев «заболтав» власть, пошлость в очередной раз победила мнение граждан, значит, иммунитет нравственности ослаб. Укрепить его возможно лишь при условии взаимной, согласованной работой! Все, кому дороги нравственные традиции русского народа должны понять нависшую над нами опасность! Следует не казаться, но быть истинно русским! Истинно русский сторонится всякой вульгарности! Истинно русский не может «повестись» на ложный посул! Истинно русский жертвует собой ради спасения и благоденствия других! Поэтому, я уверен в нашем многонациональном народе, исповедующем подлинную любовь к своей семье и своему народу! Кто хранит память о прошедших поколениях, кто чувствует себя истинным, а не показушным патриотом, кто способен выдержать «шипенье» чужероссов, обвиняющих нас во всех смертных грехах, вплоть до «фашизма», тот ставит новые скрепы в государство Российское с её стержневой русской культурой. А раз шипят, значит, мы многое значим! Помните, чем больше на колесе грязи, тем ярче блеск стального обода, когда грязь отвалится! Если нам «мешают» пятиколонники, значит, свет нашей прошлой и современной культуры слепит их глаза! Вместе мы сила! Поскольку, с нами Бог, его о нас попечение и искренняя всепобеждающая любовь!